четверг, 21 марта 2013 г.

Традиции и обычаи афганцев

http://www.afghanistan.ru/doc/11771.html

Об авторе: Юля Александрова – переводчик персидского языка, жила некоторое время в Афганистане, автор ряда статей в востоковедческих журналах. 


Афганистан поразительно интересная для изучения страна, обладающая богатой историей и своеобразными традициями. Пёстрый этнический состав страны уподобляет её красочному ковру, в котором 20 разноцветных нитей-народностей переплелись в один причудливый узор. Каждая народность неповторима и имеет черты, присущие только ей одной. К примеру, афганские узбеки, живущие на севере страны, славятся своей кухней и гостеприимством, к тому же из них выходят хорошие коммерсанты и торговцы.


Вахан-дарья и Памир , сливаясь, образуют Пяндж
http://zerev.narod.ru/pamir/pamir2005ru.htm



 Пуштуны, сконцентрированные на юге и юго-востоке, самая многочисленная народность, они составляют более половины населения. Это воинственный народ. Пуштуны лучшие военные командиры, только им под силу дело обучения и военной подготовки афганской армии, представители именно этой народности правят страной. Существуют кочевые племена пуштунов. Кочевники переходят со своими стадами с одного горного пастбища на другое, живут в шатрах, а их женщины никогда не надевают паранджу и славятся красотой. Афганские туркмены очень богаты, в их руках весь ковровый бизнес. Яркие краски и причудливые орнаменты туркменского ковра восхищают и радуют глаз. Афганские таджики, вторая по численности народность после пуштунов, живут в центре, на севере и северо-западе страны. Они активно проявляют себя в политической и духовной жизни страны. Можно сказать, что таджики составляют значительную часть афганской интеллигенции. 


Карты
Где Усама бин Ладен?
Позиции стран региона
Этнические группы
Карта региона
Северный альянс: Кундуз будет нашим
  Пуштуны
  Киргизы
  Туркмены
  Белуджи
  Хазарейцы
  Узбеки
  Таджики
  Нуристанцы
  Исмаэлиты 
Введение:
После нескольких десятилетий междоусобной войны Афганистан превратился в лоскутное одеяло: десяток этнических групп, каждая со своей зоной влияния и поддержкой со стороны соседних стран. Движение Талибан опиралось преимущественно на пуштунов, составляющих около половины населения. Северный альянс состоит из узбеков, таджиков и хазарейцев.
Щелкнув на ссылки слева от карты или на активные зоны на самой карте, вы сможете больше узнать о народностях Афганистана.

http://www.bbc.co.uk/russian/specials/afghan_maps/ethnic_groups/intro.stm


Балутчи очень малочисленная народность, славятся рукоделием, вышивкой золотом и плетением циновок из верблюжьей шерсти. Хазарейцы считаются потомками монгольского воинства Чингисхана. Они осели в центральных районах Афганистана и переняли язык и обычаи таджиков, хотя их язык в действительности называется хазарейским и далеко не всегда хорошо понятен таджикам. Эта народность долгое время была репрессируема и гонима, в частности пуштунами. До недавнего времени хазарейцев не принимали ни на какие руководящие посты в стране. Но те не смирились с положением. Они объединились в политические и религиозные группировки и начали активно участвовать в жизни страны. Это воинственный и смелый народ, отличающийся искренностью и преданностью. 




Несмотря на обилие и пестроту национальной составляющей, существуют общие обычаи и традиции, присущие всем жителям Афганистана. И сегодня, когда представители разных культур стремятся найти пути взаимопонимания и диалога, понимание и знание национальных особенностей, традиций и образа мыслей особенно важно и актуально. 

Пожалуй, первое, что привлекает внимание в афганцах – это их уважительное отношение к людям более старшего возраста. Институт почитания старших необыкновенно развит в этой стране. Даже если возрастная разница между двумя двоюродными братьями составляет неделю, то младший брат уже обязан подчиняться старшему. Чем старше человек, тем большим уважением он пользуется. В соответствии с этим существует чёткая градация в форме приветствия. Например, при входе в помещение пожилого человека следует встать и поздороваться с ним двумя руками, часто пожилым людям целуют руку, дабы показать им своё особое почитание. В тяжёлых или конфликтных жизненных ситуациях у старших просят совета и всегда прислушиваются к их мнению. 


Памирский дом

http://zerev.narod.ru/pamir/pamir2005ru.htm


Следует заметить, что при приветствии мужчиной знакомой женщины, тот становится от неё в отдалении, подносит ладонь к груди и, не смотря ей в глаза, здоровается, называя сестрой или сестричкой. Женщина приветствует женщину 3-х кратным поцелуем. Молодые люди подходят друг другу, слегка обнимаются и хлопают ладонью друга по спине. 


Haji Kakar, hotel manager - 
dressed in a traditional chapan
http://www.afghan-web.com/gallery/maria_men_part2.html

Чем занимаются афганцы в часы досуга и как развлекаются? Мужчины обожают национальную игру «бузкаши», когда всадники соревнуются в ловкости, пытаясь перехватить друг у друга тушу убитого козла. Победитель отбирает козла у всех и, подняв добычу высоко в руке, демонстрирует своё превосходство. Кроме того, афганцы хорошие борцы. Состязания в борьбе являются одним из их любимейших времяпрепровождений. Именитые борцы — «пахлавоны» — пользуются большим авторитетом. Женщины из горных кишлаков любят собираться на межгорных полянках, петь красивые песни, танцевать под удары в барабан — дойру (деревянный круглый ободок с туго натянутой бычьей кожей). Во время танца вы можете увидеть у них по 2 никелированных чайника, одетые на пальцах каждой руки, которыми они выстукивают своеобразную музыку. Любимым времяпрепровождением афганских мальчишек является изготовление красивых воздушных змеев. Их делают из тонких реечек и разноцветной папирусной бумаги, нить имеет в себе крошечные частицы стекла, которые перерезают нить противника во время воздушных баталий, которые афганские мальчишки устраивают в небе. Зимой афганские дети обожают играть в снежки. 


На айлаке у истоков р. Шподкис
http://zerev.narod.ru/pamir/pamir2005ru.htm

Одежда афганцев различается в зависимости от племени и народности. Но есть одежда, которую носят все. Мужчины носят «пирантумбон», национальный мужской костюм, состоящий из длинной, ниже колен, рубахи с красиво вышитым воротом и широких штанов. Фасон «пирантумбона» меняется из года в год, становясь более удобным. Различают 2 вида вышивки ворота костюма – «тахтепур» (ворот вышивается полностью на всю грудь) и «йаханбоз» (это когда ворот застёгивается на пуговицы и вышивка окаймляет его с двух сторон). Часто ворот чёрного костюма вышивают красным шёлком, а на белом костюме вышивают голубым. Вышивка занимает примерно 2 месяца, афганские рукодельницы соперничают друг с другом, желая вышить самый красивый узор своему возлюбленному. Ходить в одном «пирантумбоне» не принято, следует сверху надеть жилет или пиджак. Существует огромное множество жилетов, начиная от бархатных чёрных, шитых золотом и кругленькими зеркальцами, до современных кожаных с множеством карманов. В холодную погоду набрасывают на плечи халаты «чапаны», которые могут быть шёлковыми, хлопчатобумажными и стёгаными ватными. 

Цвет «чапана» обыкновенно зелёный с желтовато-коричневыми полосками. Мужские головные уборы – это тюбетейки, шапочки-пилотки из каракуля, «люнги» – чалма из 5-7 метровой шёлковой или хлопчатобумажной ткани. Что касается женщин, то они носят длинные свободного покроя платья до щиколоток штанов. Сельские женщины предпочитают красный и зелёный цвета — это цвета, приносящие счастье. На их головах круглые шапочки — покрытые сверху чадрой — покрывалом тоже зелёного или красного цвета. На шее много бус из горных камней, на руках золотые или серебряные перстни. 

Волосы заплетены в косички. Пожилые афганки привязывают ключи от дома к хвостику косичек. На маленьких девочках из горных кишлаков надеты платья из блестящих материй, их губы накрашены красной помадой, а глаза сурьмой. Считается, что сурьма очень полезна для глаз, сурьмой красят глаза новорожденных. Что касается городских девушек, то те щеголяют в костюмах с лёгким шарфиком на волосах. Они ревниво следят за модой, беря пример с эффектных героинь обожаемых афганцами индийских фильмов. 


Faiqa (on the right) one of few female students attending 
the Arts school in Kabul, with her friend (in front of the Afghan Film Institute )

В Афганистане были распространены ранние браки. Замуж девочек отдавали лет в 14-15, юношей женили в 16 лет, хотя в настоящее время распространяется тенденция более поздних браков. Характерны браки между родственниками, многие женятся на двоюродных сёстрах. Бывают случаи, когда свадьбы происходят в отсутствие жениха, тогда во время брачного обряда рядом с невестой несут меч, символ мужской силы и чести. Такая свадьба считается действительной и равнозначной той, что происходит в присутствии самого жениха. 

Афганские свадьбы. Девочки, обречённые с детства
http://photoshtab.ru/2011/10/afgan/

Свадьба состоит из нескольких частей. Сначала молодых обручают – это называется «хальке» или «щиринихури», когда девушку облачают в зелёное платье, а всем гостям раздают сладости и конфеты, в знак извещения окружающих о предстоящем радостном событии. Молодые обмениваются обручальными кольцами, которые они обязаны не снимать до дня свадьбы. В ночь перед свадьбой подруги невесты приходят к ней домой, чтобы проститься с молодой. Этот обряд называется «тахтехено». Афганскую хну замачивают в большом тазу и по маленькому кусочку раскладывают на ладони новобрачных и всех присутствующих. Сверху хну перевязывают маленьким парчовым треугольным куском материи с длинной ниткой, которой обматывают кисть руки. И оставляют на руке до конца празднования. Это красное пятно хны на ладони будет напоминать гостям о событии. 
Афганские свадьбы. Девочки, обречённые с детства
http://photoshtab.ru/2011/10/afgan/


Невеста облачена в красное платье и ждёт прихода жениха и его семьи в её дом. С песнями, под удары дойры и с танцами приходят родственники жениха. Будущая свекровь накидывает на голову невестки золотую парчовую шаль, знак того, что девушка находилась под покровительством святой Фатимы и под защитой супруга. Песни и пляски в доме невесты продолжаются допоздна. На следующий день – сама свадьба. Утром девушка прощается с домом отца. Брат невесты завязывает ей на талии пояс из зелёного атласа, внутрь пояса вкладывают дорогое кольцо и деньги, чтобы девушка принесла достаток в дом мужа. Этот завязанный пояс также служит свидетельством целомудренности невесты. Девушку увозят убирать и одевать для свадьбы, больше она не вернётся в дом отца. Тем временем, гости собираются в доме жениха, где их ждёт праздничное угощение. После обеда приходит мулла и старейшины для заключения мусульманского брака «никах». У муллы на руках «никахнаме» – документ, удостоверяющий заключение брака. Мулла, старейшины и жених с двумя свидетелями сидят в помещении для мужчин, и мулла начинает обряд «никах», читая специальные молитвы.

Афганские свадьбы. Девочки, обречённые с детства
http://photoshtab.ru/2011/10/afgan/

 После молитв, мулла посылает одного из свидетелей к невесте на женскую половину, чтобы та подтвердила своё желание выйти замуж за данного мужчину. Девушка имеет право отказаться, и тогда никто не смеет принудить её изменить решение. Бывали такие случаи, что заставленные силой выйти замуж за нелюбимого афганки пользовались этим правом и давали отрицательный ответ. Свадьба соответственно отменяется в таких случаях. Конечно, за этим следует непримиримая вражда со стороны семьи жениха, которая может закончиться довольно непредсказуемо. Так что, в большинстве случаев девушки всё же соглашаются, даже если и не очень тому рады. Итак, после согласия девушки, свидетель извещает об этом муллу и всех собравшихся. Затем девушка называет имя названного отца, «падар вакиль», который будет для девушки человеком, имеющим право разрешать её будущие семейные проблемы и защищать её интересы перед семьёй мужа. 
Афганские свадьбы. Девочки, обречённые с детства
http://photoshtab.ru/2011/10/afgan/


«Падар вакилем» обычно становится старший брат невесты или близкий друг семьи невесты. Итак, «падар вакиль» подходит к жениху и просит калым за девушку, размером в 300 афгани. Это сумма, установленная шариатом. Конечно, сам процесс получения выкупа проходит в шутливой форме, когда «падар вакиль» называет астрономические суммы и долго торгуется, пересыпая торг прибаутками и остроумными фразами. Наконец калым выплачен и жениха и невесту, покрытую шалью, подводят к большому зеркалу. Этот обряд называется «ойнемесоф». Смысл обряда состоит в том, что муж первый раз видит лицо жены в зеркале. Жених осторожно приподнимает шаль с лица невесты и молодые видят друг друга в зеркале.


Затем приносят свадебный торт, жених берет руку невесты и они вместе надрезают торт. Маленький кусочек торта жених кладёт в рот невесты, а та тоже проделывает с женихом. Тем временем, гости поют и веселятся. К вечеру невесту отвозят в дом жениха. Мужчина из близких родственников мужа развязывает пояс невесты, с которым она пришла из своего дома. Из пояса извлекают кольцо и одевают на палец молодой жене. Девушку обязательно сопровождает её тётя, обязанностью которой будет продемонстрировать утром простынь молодых и подтвердить честность девушки. Через несколько дней проводится заключительный обряд афганской свадьбы – «тахтджами», когда гостям демонстрируется приданое девушки, а также подарки гостей и жениха. 




Для вдов существует такой обычай, как левират — обязанность вдовы выходить замуж повторно за брата покойного. Это довольно распространённое в Афганистане явление, ввиду того, что много мужчин погибает в войнах и междоусобицах. Но вдова имеет возможность отказаться и жить одной, не выходя больше замуж вообще. Есть вдовы, которые выходят замуж за мужчин по своему выбору, но это не приветствуется и часто воспринимается как факт несколько компрометирующий женщину. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий