понедельник, 25 марта 2013 г.

Латышские дайны

http://northernwind.ru/forum/index.php?showtopic=653




Свадебный цикл «Если сердце согласится»

Двое ложились 
Чужие, чужие,
Встали роднее
Брата с сестрою.



Пусть мала я, молода я,
Ты сейчас меня посватай!
Подрасту, умнее стану,
Мы труднее сговоримся.

Невесты – пять дочек,
Капусты пять бочек.
Берите по дочке,
Катите по бочке!

Оба с этим недотёпой
Обливаемся слезами:
Плачет он, женится хочет,
Плачу я, что отказала.

Сиротою сам я вырос,
Обручился с сиротою,
Без укора и попрёка
Поживём на белом свете.

Выше камышинки я,
Краше мака алого,
Почему со свадьбою
Дурень не торопится?

Ты на сеновале 
Не свались, веночек,
Лучше снимут с честью
В жениховой клети.

Ну и смейтесь на здоровье,
А себя я не роняла,
И горит венок девичий
Над седыми волосами.

Ждут девицы обрученья,
Мне не ждать, не обручаться:
Обручилась вечерком
В конопле за кабаком.

Полно, парень, красоваться
Дорогими сапогами:
Если сердце согласится, 
Я пойду и за босого.

Розы для девушек,
Маки для девушек,
А для парней
Не растёт и репей.

Нагрешила, нагрешила
Наша девушка пастушка:
В поле стадо упустила,
Руку парню отлежала.

Пареньку мигни девчонка,
Выше дерева подскочит.
А девчонка ради парня
Не поднимется со стула.

Парень, что не женишься,
Ждёшь какого времени?
Ждёшь пока на темени
Месяц не засветится?

Приезжай, посватай снова,
Уж не стану упираться:
Прошлой осенью бесилась,
Потому и отказала.

Жди, играя бусами,
В сапоги обутого!
Скоро босоногие
От тебя откажутся.

Падал, падал лист кленовый,
А упал среди болота;
Долго дочку выдавали,
А за пьяницу отдали.

Возле хутора чужого
Парня в поле увидала;
- Бог на помощь, - я сказала.
- Добрый день, моя невеста!

Вижу, вижу, догадался,
Что сестра от нас уходит:
Под окошками своими
Ни цветка не посадила.

Парень в сани приглашает,
А в другие брат любимый;
Я смекнула, к парню села:
С ним до старости кататься.

Кочерёжкою сестрицу
Выпроваживали замуж,
А девицу брату в жёны
На крюке в избу тащили.

Как былиночка сестрица,
Как росиночка накидка,
Как полосочка тумана,
В поле сгинула, пропала.

Старый достанется,
Радуйся, девица:
Чем не перина
Тебе бородина.

Все порочат молодую:
Мол, такая, растакая!
Пусть такая, растакая,
А по мне, так золотая.

Первой ночью уложили,
Не могла утра дождаться;
На вторую ночь хотела,
Чтоб неделю не светало.


Латвия. Сентябрь 2008 |


«С доброю женою худо ли живётся?»

Что же дальше ожидать,
Немила я мужу стала:
Сяду рядом, он как пень,
Лягу рядом, как колода.

Неужели спозаранку,
Неужели вечерами,
Неужели год за годом
Мне с постылым оставаться?

Век слезинки не роняла,
У шинка стою, рыдаю,
Вижу, мужа моего
Под скамейку уложили.

Потихоньку, полегоньку
Обзаводимся скотиной:
Завели собаку с кошкой
Заведём сверчка на печке.


Латвия (25 фото) |
«Седина-сединушка подошла негаданно»

Молодому, старому,
Доведётся каждому
Уходить от ясного
Солнышка небесного.

Все денёчки ведомы,
Одного не ведаю,
Одного не ведаю,
Своего последнего.

Взял и выжил, а чужому
Не оставил молодую:
Для другого ли старался,
Дочку клянчил у старухи.

В деревянном доме
Мать лежит, не слышит,
Когда ветер дует,
Когда дети плачут.

Я из туфельки песчинку
Вытрясала, не терпела,
А теперь терпеть придётся,
Всю засыплют с головою.

Все поели, все попили,
Только брату не досталось:
Брата бедного землёю
Мать могильная кормила.



«То не звёздочка скатилась, то душа на свет явилась»

Молодой у изголовья
Плачет горькими слезами:
Неужели не остаться
Бедной жёнушке живою?

Муж, поспеши,
Позвала молодая,
Душу свою
В полотно спеленала.

Ночью к дому молодой
С неба звёздочка скатилась;
То не звёздочка скатилась,
То душа на свет явилась.

Вынянчи, родимая,
В речку не закидывай:
Не спрошу я хлебушка,
Вырасту пастушкою.

Нянчи, матушка, меня,
Не кидай живого в воду:
Я мальчишка, не девчонка,
Мне приданого не надо.

Мать сыночка завернула
В шерстяное покрывало,
А для дочери холстина:
Ненадолго в доме дочка.


Латвия, парки Риги |


«Милый, милый отчий двор»

Вся избушка светится,
Если дома матушка;
За порог родимая
И темнеет комната.

Я родимую не слушал,
Что умрёт она, не думал;
А теперь и рад бы слушать,
Да ни слова не услышу.

Спи подольше, не вставай,
Отдыхай, родимая:
Не спала ты по ночам,
Пеленала, нянчила.

Мать сынка растила,
Грезились палаты;
А сынок женился,
В лес прогнал старуху.

Потухает огонёк,
Угасает матушка;
Снова вздую огонёк,
Как верну родимую?

Встань из могилы,
Дай, матушка, хлеба!
Видишь, слезами
Лицо умываю.

Мать наказывала крепко,
С бедым светом расставаясь:
Остаёшься сиротою,
Слушай мачеху, сыночек.


Архитектура, Латвия.


«Петь я буду, а не плакать»

Я родился вместе с песней, 
Вместе с песней жил на свете
И в песок на горке белой
Спать улягусь вместе с песней.

Я зарок себе давала
Жить на свете без печали:
Попечалиться успею
Под могильною травою.

Я пою не от веселья, 
Не от счастья запеваю:
Сердце горечи полно, 
Очи застланы слезами.

Петь я буду, а не плакать,
Пусть моя недоля плачет,
Пусть моя недоля плачет,
Пусть беда моя рыдает.




Пересадке на иную почву древние четверостишия латышей почти не поддаются. Невозможно воссоздать на русском языке ритмический рисунок дайн. Двустопный хорей – редчайший размер. У русских поэтов прошлого и настоящего почти нет стихотворений, написанных этим размером. Латышские слова имеют только два рода: мужской и женский, все понятия сводятся к двум контрастным категориям: он и она.Не в этой ли уникальной особенности языка кроется тайна сугубой лиричности звучания латышских песен? А в переводе это невозможно передать и потери очень и очень велики. Но помогает обилие вариантов дайн и богатство русского языка, делающее любую, даже самую трудную переводческую задачу не совсем безнадёжной.


Комментариев нет:

Отправить комментарий